ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Октябрьского района г.Могилева

Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 13 г.Могилева"

 Тревожный ребёнок

 

 

У тревожного ребенка тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Когда ребенок боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха (страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства).

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Тревожные дети живут, ощущая беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность и это может привести к сниженной самооценке и неуверенности в себе («Я ничего не умею!»).

Тревожные дети проявляют свою тревожность по-разному:

Первые предпочитают не обращать на себя внимание ведут себя примерно тихо, скромно, не нарушают дисциплину. Вторые наоборот - неусидчивы, раздражительны, могут конфликтовать со сверстниками и взрослыми, чрезмерно болтливы. Это все одни и те же грани тревожности.

Критерии определения тревожности у ребенка (по П. Бейкеру и М. Алворду):

  • Постоянное беспокойство.
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  • Раздражительность.
  • Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности (по Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.):

  • Не может долго работать, не уставая.
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжен и скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  • Руки у него обычно холодные и влажные.
  • У него нередко бывает расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое вызывает у него страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Не любит браться за новое дело.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Почему возникает тревожность у детей?

Большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:

  • Неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребенка
  • Повышенной тревожностью самих родителей
  • Непоследовательностью родителей при воспитании ребенка
  • Предъявлением ребенку противоречивых требований
  • Чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей
  • Стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей
  • Авторитарным стилем воспитания в семье
  • Гиперсоциальностью родителей – стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях:

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте его успехи в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации старайтесь находить повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".

2. Обучать ребенка умению управлять собой и своим поведением в волнующих его ситуациях.

Чаще тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Играйте с детьми в ролевые игры. Разыгрывайте ситуации, которые тревожат ребенка, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого. Это поможет ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

3. Снятие мышечного напряжения.

При работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела или совершенно простое и необходимое упражнение /обнималки/.

Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад шоу. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

© Государственное учреждение образования "Средняя школа № 13 г. Могилева", 2025

Почтовый адрес: 212021 г. Могилев, ул. Алтайская, д. 26
E-mail: mogilev_school13@octroomog.by
(Данный электронный адрес не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно через единую (интегрированную) републиканскую информационнную систему учёта и обработки обращений граждан и юридических лиц https://обращения.бел)
Тел/факс: +375(222)70-04-95
Государственный регистр информационных ресурсов Республики Беларусь свидетельство №7141102280 от 23.09.2011 г.