Тревожный ребёнок
У тревожного ребенка тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Когда ребенок боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха (страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства).
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Тревожные дети живут, ощущая беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность и это может привести к сниженной самооценке и неуверенности в себе («Я ничего не умею!»).
Тревожные дети проявляют свою тревожность по-разному:
Первые предпочитают не обращать на себя внимание ведут себя примерно тихо, скромно, не нарушают дисциплину. Вторые наоборот - неусидчивы, раздражительны, могут конфликтовать со сверстниками и взрослыми, чрезмерно болтливы. Это все одни и те же грани тревожности.
Критерии определения тревожности у ребенка (по П. Бейкеру и М. Алворду):
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Признаки тревожности (по Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.):
Почему возникает тревожность у детей?
Большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:
Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях:
1. Повышение самооценки.
Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте его успехи в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации старайтесь находить повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".
2. Обучать ребенка умению управлять собой и своим поведением в волнующих его ситуациях.
Чаще тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Играйте с детьми в ролевые игры. Разыгрывайте ситуации, которые тревожат ребенка, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого. Это поможет ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
3. Снятие мышечного напряжения.
При работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела или совершенно простое и необходимое упражнение /обнималки/.
Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад шоу. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.