ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 13 г.Могилева"

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

 

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для родителей.

Следует понимать, что по различным причинам(чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком необходимо обращать вниманиена следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1) физические признаки:

  • боль при сидении, ходьбе;
  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
  • недержание мочи;
  • наличие инфекций, передающихся половым путем;
  • беременность;

2) изменения в выражении сексуальности:

  • кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;
  • необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);
  • повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;
  • склонность к сексуальным действиям с другими детьми;
  • имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

3) изменения в эмоциональном состоянии и общении:

  • трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);
  • внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);
  • утрата туалетных навыков (чаще у малышей);
  • равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

  • прогулы занятий в учреждении образования;
  • внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;
  • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  • отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков)

5) изменения самосознания:

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);
  • суицидальные разговоры и попытки;

6) невротические и психосоматические симптомы:

  • обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);
  • сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);
  • боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  • расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

Важно вовремя увидеть признаки насилия в отношении ребенка. Но не менее важно знать как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии. Хотелось бы остановиться на основных советах для родителей в этих случаях.

Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.

Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните ребенку, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).

Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.

Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.

Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.

Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.

Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.

Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.

Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.

Будьте честны. Объясните ему, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите его, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дело том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности»). Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой, медицинской.

Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.

Чего не стоит делать:

не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);

не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);

низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);

чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);

отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);

стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);

отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);

любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Из вышесказанного необходимо сделать вывод, что важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Следует рассказывать детям о том, что не стоитстесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти, а на улице должен находиться в кругу друзей и не позже 23:00.

Если у подростка возникли подозренияотносительно какого-то незнакомца, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). С использованием телефона следует сделать вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Об этом стоит сказать громко, в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять.

Преступники применяют не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Необходимо нацеливать ребенка, чтобы он рассказывал родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

При проведении выступлений и тренингов рекомендуется приводить примеры выявленных противоправных действий в сфере половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, совершенных в районе или республике, а также мерах, принятых к злоумышленнику, но ни в коем случае не следует упоминать персональные данные потерпевших.

Примеры некоторых наиболее резонансных преступлений.

В г. Заславле Минской области задержан неработающий столичный житель, обосновавшийся в близлежащем дачном массиве, который, используя вымышленные аккаунты в социальных сетях, под видом руководителя выдуманного им детского военно-патриотического лагеря, а также по совместительству «агента спецслужб», вступал в переписку с мальчиками школьного возраста и под предлогом «проверки мужественности и выносливости» завлекал на личные встречи в лесном массиве, где совершал с детьми насильственные действия сексуального характера. Изобличение и задержание педофила стало возможным исключительно благодаря тому, что очередной мальчик своевременно сообщил о переписке своему отцу, оказавшемуся сотрудником милиции. Установлены три жертвы. Виновный осужден к 11 годам лишения свободы.

Несколько лет назад пресечена противоправная деятельность жителя г. Минска, работавшего исполнительным директором крупного субъекта хозяйствования негосударственной формы собственности, который на протяжении 1,5 лет, используя вымышленные аккаунты в социальных сетях, вступал в переписку с девочками заведомо несовершеннолетнего возраста, в т.ч. малолетними, и предлагал им заниматься проституцией под его контролем, после чего под видом клиента сам вступал с ними в половую связь за денежное вознаграждение. В отношении последнего возбуждено 42 уголовных дела. По результатам рассмотрения уголовных дел судом злоумышленник приговорен к наказанию в виде 11 лет лишения свободы.

В Горецком районе Могилевской области задержан приемный отец-воспитатель, призер районного уровня и номинант областного уровня в конкурсе «Лучшая приемная семья», который на протяжении 7 лет многократно совершал различные преступления против половой неприкосновенности в отношении малолетней приемной дочери, а также использовал девочку в изготовлении детской порнографии. Возбуждено 30 уголовных дел, педофил осужден к 20 годам лишения свободы.

В г. Минске задержан врач-онколог крупного медицинского учреждения, который на протяжении нескольких лет на официальных основаниях с полного ведома и согласия родителей вывозил группы малолетних и несовершеннолетних пациентов для реабилитации в Европу, где, вводя их в беспомощное положение сильнодействующими медицинскими препаратами, совершал с ним насильственные действия сексуального характера. Установлены десятки потерпевших детей. Возбуждено 8 уголовных дел. Виновный осужден к 8 годам лишения свободы.

В г. Дрибине Могилевской области задержана семейная пара, которая на протяжении 3 лет многократно совершала различные насильственные действия сексуального характера в отношении своих 2-х малолетних детей и несовершеннолетней дочери, которых также использовали в изготовлении детской порнографии. Возбуждено 28 уголовных дел. Родители осуждены к 13 и 10 годам лишения свободы.

В Слуцком районе задержан начальник летнего детского оздоровительного лагеря «Олимпиец», который в период с 2013 по 2016 годы совершал насильственные действия сексуального характера в отношении 5 малолетних девочек. Возбуждено 5 уголовных дел. Виновный осужден к 11 годам лишения свободы.

В г. Крупки Минской области задержан заведующий педиатрическим отделением УЗ «Крупская ЦРБ», который на протяжении 7 лет, уединяясь в служебном кабинете с малолетними пациентами под предлогом медосмотра, совершал различные насильственные действия сексуального характера и изготавливал детскую порнографию. Возбуждено 36 уголовных дел. Обвиняемый осужден к 9,5 годам лишения свободы.

В г. Орше задержан помощник врача УЗ «Оршанская центральная поликлиника № 3», который начиная с 1994 года путем привлечения доступностью алкоголя и табачных изделий систематически совершал половые сношения и различные действия сексуального характера с несовершеннолетними мальчиками. Возбуждено 36 уголовных дел, установлены не менее 80 жертв преступной деятельности фигуранта. Виновный осужден к 8 годам и 6 месяцам лишения свободы.

© ГУО "Средняя школа № 13 г. Могилева", 2025

Адрес: 212021 г. Могилев, улица Алтайская, д. 26
Телефон: +375 222 70-04-95
e-mail: mogilev_school13@octroomog.by
Сайт включен в Государственный регистр информационных ресурсов.
Регистрационное свидетельство №7141102280 от 23.09.2011 г.