Аттестация - это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогического работника учреждения образования.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.
Основные задачи аттестации:
- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников;
- обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
- способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.
Программа изучения деятельности аттестуемых педагогов.
Изучение профессиональной компетентности:
совокупность умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач.
знания в следующих областях:
- специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);
- методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);
- психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).
Оценка качественных и количественных показателей деятельности аттестуемого, соответствие аттестуемого заявленной квалификационной категории:
Профессиональная подготовка:
- знание нормативно-правовой базы организации учебно-воспитательного процесса.
- знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, этапы, цели и задачи урока, формы и методы, технологии проведения урока).
- знание современных тенденций в методике преподавания.
- культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.
- работа по самообразованию, степень реализации (выступления на педагогических советах, заседаниях методических формирований, семинарах, круглых столах и т.д.).
- создание образовательной среды в учебном кабинете.
- участие в научно-методической работе.
- участие в экспериментальной и инновационной деятельности.
- руководство исследовательской деятельностью учащихся.
- участие в профессиональных конкурсах.
Результативность педагогической деятельности:
- выполнение учебных программ (соответствие календарно-тематических планов их реальному выполнению)
- динамика уровня и качества обученности учащихся.
- результаты самоконтроля.
- поступление выпускников в учреждения высшего образования по профилю преподаваемого предмета.
- индивидуальные достижения учащихся.
Коммуникативная культура:
- организаторские способности.
- создание благоприятного психологического климата в классе.
- роль аттестуемого в педагогическом коллективе и готовность к сотрудничеству.
- педагогическая культура аттестуемого.
- готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.
- педагогический такт и культура речи.
- оценка коммуникативных качеств аттестуемого.
- владение учителем самоанализом педагогической деятельности , умение устанавливать причинно- следственные связи между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания.
- индивидуальная работа с педагогом.