![]() |
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон) |
Библиотека приглашает вас!
Вторник- пятница –с 8.00 до 17.00
Обеденный перерыв - с 13.00 до 14.30
Суббота - с 8.00 до 15.20
Выходной- воскресенье, понедельник
Заведующая библиотекой Звонарева Татьяна Леонидовна
Школьная библиотека образовалась в 1974 вместе со школой, находится на первом этаже.
В библиотеке школы создана комфортная библиотечная среда. В помещении школьной библиотеки читальный зал совмещён с абонементом и рассчитан на 8 посадочных мест. Фонд библиотеки постоянно пополняется новыми изданиями.
Оснащение библиотеки включает в себя компьютер, сканер, ксерокс.
Библиотека в цифрах:
фонд художественной литературы-23145 экземпляра;
фонд учебников – 11291 экземпляра;
фонд медиа ресурсов- 48 дисков.
периодические издания (газеты, журналы)
Школьная библиотека осуществляет свою работу в соответствии с актуальными направлениями развития образовательного процесса.
Приоритетным направлением деятельности библиотеки школы является формирование информационной среды всеми доступными на сегодняшний день информационными ресурсами.
Работа школьной библиотеки направлена на привлечение читателей, на поддержание их интереса к чтению, патриотическое воспитание учащихся школы, на ознакомление с юбилейными и памятными датами, содействие успешному освоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей учащихся через внедрение в работу современных библиотечных методик, активное использование современных библиотечных методик.
В нашей библиотеке можно:
Взять книгу на дом
Почитать периодику
Подобрать материал для реферата
Интересно подготовить домашнее задание
Поработать с электронными источниками информации
Найти ответ на интересующий вопрос
Поработать с энциклопедиями и справочными изданиями
Познакомиться с книжными выставками
Получить библиографическую справку
ПРАВИЛА
пользования библиотекой государственного учреждения образования
«Средняя школа № 13 г. Могилева»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила пользования библиотекой государственного учреждения образования «Средняя школа №13 г. Могилева» разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, положением о библиотеке учреждения образования.
1.2. Правила пользования школьной библиотекой (далее библиотека) регламентируют общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права и обязанности библиотеки и пользователя.
2. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, законные представители учащихся школы.
2.2. Пользователи имеют право:
2.2.1. На библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание согласно их потребностям и интересам.
2.2.2 Бесплатно получать полную информацию о составе и содержании библиотечных фондов, консультационную помощь в поиске источников информации.
2.2.3. Бесплатно получать для временного пользования документы библиотечного фонда.
2.2.4. Получать доступ к информационным ресурсам библиотеки.
2.2.5. Принимать участие в культурных мероприятиях, проводимых библиотекой.
2.2.6. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.
3. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов, сотрудники школы и законные представители учащихся – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.
3.2. На каждого пользователя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя – документ, удостоверяющий факт и дату выдачи пользователю изданий из фонда библиотеки и приема их библиотечным работником.
3.3. При записи в библиотеку пользователь должен быть ознакомлен с правилами пользования библиотекой.
3.4. На дом документы выдаются пользователям сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.
3.5. Учебная, методическая литература выдается пользователям на срок обучения в соответствии с программой.
3.6. Выдача учебных изданий учащимся осуществляется работниками библиотеки с участием педагогических работников.
3.7.Учебные издания на учебный год выдаются учителям начальных классов и классным руководителям, которые:
3.7.1. Получают издания в библиотеке, выдают учащимся и организуют ремонт и сдачу их в конце учебного года.
3.7.2. Выставляют оценку состояния издания в специальной графе в начале и в конце учебного года.
3.7.3. Заполняют журнал выдачи учебных изданий и ведут его в течение учебного года.
3.7.4. Осуществляют контроль за сохранностью, проводят беседы, конкурсы по воспитанию бережного отношения к книге.
3.8. Учащимся, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания (при наличии) по формуляру читателя.
3.9. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателя производится только после возврата взятых им ранее документов, срок пользования которыми истёк.
3.10. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, электронные документы на дом не выдаются.
3.11. Число документов фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
4.1. Выполнять правила пользования библиотекой.
4.2. Бережно относиться к библиотечному фонду.
4.3. При прибытии из школы пользователь обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.
4.4. Пользователь обязан:
4.4.1. Возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок.
4.4.2. Не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учёта.
4.4.3. Бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы и др.).
4.4.4. Соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полях открытого доступа к фонду.
4.4.5. Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию.
4.5. Пользователь, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе и копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. При утере, повреждении электронного носителя (диска) пользователь должен возместить электронный носитель (диск), а учреждение образования – обеспечить запись соответствующей информации на данный носитель.
4.6. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители, опекуны, попечители.
4.7. Пользователи, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок 1 месяц. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, пользователи несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.
5. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Библиотека обязана:
5.1. Обслуживать пользователей библиотеки учреждения образования в соответствии с правилами пользования библиотекой.
5.2. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей в библиотеке.
5.3. Не использовать сведения о пользователях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.
5.4. Давать полную информацию пользователям библиотеки о наличии документов в фонде, систематически информировать их о вновь поступивших документах.
5.5. Оказывать помощь пользователям в выборе необходимой литературы.
5.6. Предоставлять пользователям (читателям) возможность пользования каталогами, библиографическими и информационными ресурсами.
5.7. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда.
5.8. Обеспечить режим работы в соответствии с потребностями школы.
5.9. Обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечного фонда, создать необходимые условия для хранения документов.
«Суббота в школьной библиотеке – это познавательно, занимательно, весело!»
Библиотека занимается организацией воспитательной работы в шестой день недели, приобщением школьников к чтению, книге, посещению библиотеки, организацией продуктивного творческого досуга учащихся.
Наша библиотека имеет большой запас различных форм работы с читателями в шестой школьный день: сценарии мероприятий, игры, викторины, конкурсы и др.
Субботние мероприятия посещают ребята младшего и среднего школьного возраста. Поэтому в деятельности библиотеки преобладают игровые формы работы:
игры-конкурсы;
игры-путешествия;
литературные викторины.
Каждое мероприятие стремимся сделать ярким, эмоциональным, интересным, познавательным.
У творчай спадчыне Івана Шамякіна -12 раманаў, 26 аповесцяў, 10 п'ес, дзесяткі апавяданняў, велізарная колькасць артыкулаў і нарысаў, дзённікі. Дарэчы, толькі у 2014 годзе было завершана выданне найбольш поўнага з усіх існуючых і першага навукова каментаванага збору твораў, у падрыхтоўцы якога прымалі ўдзел дачкі пісьменніка Таццяна і Алеся. У 23 тамах аб'ядналася ўсё створанае Шамякіным за больш чым шэсцьдзесят гадоў творчасці: вядома, з часам нешта страціла вастрыню і актуальнасць, стала называцца "налётам савецкай эпохі", але талент пісьменніка і яго асаблівы погляд на вечныя тэмы па-ранейшаму трымаюць чытачоў розных пакаленняў у напрузе. Сярод самых знакамітых і любімых твораў Івана Шамякіна – "Трывожнае шчасце", "Гандлярка і паэт", "Сэрца на далоні", "Глыбокая плынь", "Атланты і карыятыды", "Злая зорка", " Вазьму твой боль"…
Яго кнігі выходзілі мільённымі тыражамі, пакараючы чытачоў інтрыгуючымі сюжэтамі і вострымі жыццёвымі тэмамі, перакладаліся на многія мовы свету, ператвараліся ў сцэнары кінафільмаў і тэатральных пастановак. Ён сам стаў не толькі народным пісьменнікам Беларусі, атрымаўшы ганаровае званне ў 1972 годзе, але сапраўды класікам нацыянальнай літаратуры ХХ стагоддзя яшчэ пры жыцці.
«Сумерки» Вампирский роман, первое издание которого только в США разошлось рекордным тиражом 100 000 экземпляров!
Книга, которая привела в восхищение молодежь не только англоязычных стран, но и франции, Испании, Скандинавии, Японии и Китая! Литературный дебют, который критики сравнивают с "интервью с вампиром" Энн Райс и "теми, кто охотится в ночи" Барбары Хэмбли!
|
![]() ![]() |
«Одиночество в сети» Один из самых пронзительных романов о любви, вышедших в России в последнее время. "Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви" - таков лейтмотив европейского бестселлера Я.Вишневского.
Герои "одиночества в сети" встречаются в интернет-чатах, рассказывают истории из своей жизни, которые оказываются похлеще любого вымысла.
|
![]() |
«Поющие в терновнике» Роман "Поющие в терновнике" — признанный шедевр мировой литературы. На протяжении многих десятилетий им зачитываются миллионы женщин!
Согласно исследованиям, проведенным одним из лондонских университетов, каждую минуту в мире продается два экземпляра романа "Поющие в терновнике".
|
![]() |
«Парфюмер. История одного убийцы» Триллер-бестселлер, описывающий историю жизни блестящего парфюмера и кровавого убийцы Жан-Батиста Гренуя, мгновенно стал мировой сенсацией.
Общий тираж романа составил более 15 миллионов экземпляров, он переведен на 42 языка, среди которых есть даже латынь! Спустя 21 год после выхода романа в свет он продолжает будоражить своих читателей; его изучают студенты университетов по всему миру, причем студенты различных факультетов и специальностей. |
![]() |
«Гордость и предубеждение» Эта книга была самой любимой для многих поколений женщин всего мира. Ею зачитывались в аристократических гостиных, литературных салонах и сельских усадьбах, ее прятали от родителей гимназистки, для которых роман Джейн Остен становился буквально "школой жизни". И сейчас эта книга, навеки вошедшая в золотой фонд мировой литературы, не утратила ни капли своего неподражаемого очарования, изысканности и блеска...
|
![]() |
«Мастер и Маргарита» "Мастер и Маргарита" - бесспорно, лучшее произведение Булгакова, в котором он подвел итог своим размышлениям о жизни и смерти, добре и зле, темном и светлом началах в человеке и истории.
|
![]() |
«Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев (1969 г. р.) написал в 26 лет повесть о детстве, которой гарантировано место в истории русской литературы. Хотя бы потому, что это гипербола и экстракт состояний, знакомых почти всем, и в особенности советским детям, но никогда еще не представленных в таком концентрированном виде.
|
![]() |
«Унесенные ветром» Роман-эпоха! С него началась настоящая американская литература! Фильм, снятый по книге "Унесенные ветром", посмотрел каждый второй житель планеты.
Роман Маргарет Митчелл был признан самой популярной книгой XX века. В России уже продано более четырех ...
|
![]() |
«Алхимик» "Алхимик", ставший "культовым" роман Пауло Коэльо, - притча именно для нашего времени, и не зря это любимая книга миллионов людей в 117 странах мира. "Добиться воплощения своей судьбы - это единственная подлинная обязанность человека...".
|
![]() |
«Профессия: ведьма» Каждый здравомыслящий человек твердо знает: вампиров не бывает, вампиры очень любят человеческую кровь, вампиры боятся чеснока, осины и солнечного света. Интересно, а что думают на этот счет. сами вампиры? Они бы и порассказали, найдись достаточно беспристрастный и храбрый слушатель! Перед вами - подробный отчет на основе личных наблюдений, составленный неунывающей адепткой Старминской Школы Магов, Пифий и Травниц. Но не удалось ли вампирам ввести в заблуждение и ее?..
|
![]() |
(Рекомендательный список литературы)
Этот рекомендательный список предназначен для девушек. Литература, которая размещена в этом списке, носит познавательный характер. Прочитав её, вы сможете легко ориентироваться во многих жизненных ситуациях.
Вы научитесь правильно вести себя в обществе, узнаете, что надо делать в экстремальных ситуациях, как стать приятным и интересным собеседником.
Целью этих книг - это воспитание в нынешний нелёгкий век всесторонне развитой, образованной, культурной девушки. А ведь ей не так уж трудно стать, достаточно следовать простым рекомендациям, которые размещены на страницах этих книг.
1. Шарлотта Бронте. «Джен Эйр». Да-да, не смейтесь! Как мальчишке важно понять, что такое истинный мужчина, так девочке важно понять, что такое настоящая женщина! История маленькой гувернантки, не самой красивой и не самой талантливой, лишенной богатства, но все-таки находящей своё счастье. Сказка о Золушке, написанная талантливым, и добрым пером романистки, словно предугадавшей телесериалы. Чуть-чуть сентиментальности в этом возрасте не помешает!
2. Джен Остен. «Гордость и предубеждение». Вот еще один великий роман, ставший основой для телесериала. Но это книга уже совсем о другом. Здесь будущая леди учится, как совершить правильный выбор. Разум и чувства борются в душах героинь этой книги, написанной свыше двухсот лет назад, но точно так же борются они и сейчас в каждой новой душе. Причем эта книга куда менее сентиментальна, нежели предыдущая: Джен Остен владела пером так, что Лев Толстой мог бы ей позавидовать, точно и жестко рисуя характер.
3. Оноре де Бальзак. «Евгения Гранде». А вот этот роман - уже о совсем безнадежной любви. Нужно готовиться к тому, что жизнь может преподнести и печальный сюрприз, как судьба бальзаковской героини. И главное - не озлобиться, не потерять себя.
4. Генри Джеймс. «Поворот винта». Эта небольшая повесть - совсем иное литературное произведение, нежели предыдущее. Печальная мистическая притча о том, как дети легко поддаются злому влиянию взрослых и помнят его даже тогда, когда взрослые уходят от них навсегда (в повести Джеймса умирают). Это другое волнение. Такое тоже нужно прочувствовать. Лучше ужас в книге, чем наяву. А написано, ей Богу, здорово! Так сказать, аналог книги Стивенсона в предыдущем списке (см. №6).
5. Виктор Гюго. «Человек, который смеётся». Полное совпадение со списком для сыновей. Книга о том, как урод оказался куда благороднее красавца. Мальчишке в период взросления важно понять, что внешность - не главное, но ведь и девочке важно понять тоже самое. В общем, вполне семейный роман, как и большинство книг Гюго.
6. Иван Лажечников. «Ледяной дом». Вполне сентиментальный исторический роман, в котором главное, как всегда, любовь. В общем, они любят друг друга, но он занимается политикой, за что его казнит власть, а она умирает от горя. В общем, все умерли, но одновременно можно понять, что в жизни мужчины будет что-то, ради чего его следует не так уж крепко держать в своих объятиях.
7. Стефан Цвейг. «Мария Стюарт». Еще одно историческое повествовании о любви, причем любви преступной, в результате которой гибнут все. То есть все, кто любит. Не любившие, как правило, даже в Истории остаются жить. Но книга Стефана Цвейга еще и об ответственности - ответственности матери перед сыном, жены перед мужем.
8. Владимир Тендряков. «Ночь после выпуска». Еще одно совпадение в списках. Что поделаешь. Литература писалась для всех, хотя большинство авторов чётко представляет себе, ориентируется он на Читателя или Читательницу. А в повести Тендрякова каждый увидит что-то свое.
9. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита». И еще одно совпадение. И тоже роман о любви. Все остальное - попутно, кстати. Но вот вы точно запомните не Иешуа, а Маргариту, вырывающую душу и рукопись возлюбленного из бездны. Великая книга о женской силе и самопожертвовании.
10.Борис Васильев. «...А зори здесь тихие». И все-таки - о войне! Одна из немногих книг о войне, которую нужно прочитать именно в этом возрасте и именно девчонке. После этого вы совсем по другому будете смотреть на старушку в автобусе, во дворе, в подземном переходе. Думаю, вы понимаете, что я имею в виду. После таких книг слова о самопожертвовании одного поколения превращаются в чувство милосердия другого.
(Рекомендательный список литературы)
Этот рекомендательный список предназначен для молодых людей без ограничений по возрасту. Литература, которая размещена в этом списке, носит познавательный характер. Прочитав её, вы сможете легко ориентироваться во многих жизненных ситуациях. Вы научитесь правильно вести себя в обществе, узнаете, что надо делать в экстремальных ситуациях, как стать приятным и интересным собеседником.
Целью этих книг - это воспитание в нынешний нелёгкий век всесторонне развитого, образованного, культурного юноши. А ведь им не так уж трудно стать, достаточно следовать простым рекомендациям, которые размещены на страницах этих книг.
1. Александр Дюма-отец. «Три мушкетера». Этот роман не заменит никакой фильм. Книга об истинной дружбе. Смысл прост: может умереть любовь, можно не сделать карьеру, но крепкая мужская дружба не даст трещину, если один за всех и все за одного.
2. Жюль Верн. «Таинственный остров». Книга, до сих пор вселяющая веру во всемогущество технического прогресса.
3. Джон-Рональд-Руэл Толкиен. «Властелин колец». Собственно говоря, это рыцарская притча о неизбежность победы добра над злом, но лучше, если её дадут читать не только пацанам - здоровякам, а тем, кому достаются тумаки. Ведь Фродо Торбинс (или Бэггинс кому, какой перевод достанется) — как раз мускулатурой не отличается.
4. Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард». Это не хрестоматийный «Айвенго», но гораздо более интересный исторический роман о временах Людовика XI Французского. Есть и коварство и, конечно, любовь! Что такое долг и верность, Вальтер Скотт объяснит лучше всех.
5. Виктор Гюго. «Человек, который смеется». Книга о том, как урод оказывается куда благороднее красавцев. Мальчишке в период взросление важно понять, что внешность - не главное. Кстати, здесь и объяснять ничего не нужно: Гуинплен вызывает к себе искреннюю симпатию.
6. Роберт Льюис Стивенсон. «Странная история доктора Джекила и Мистера Хайда». Фантастическая притча о том, что в каждом из нас скрывается злодей, и важно помешать, ему выбраться наружу.
7. Александр Дюма-отец. «Граф Монте Кристо». Книга, как ни какая другая, развивает чувство справедливости. Право на месть есть только у Бога, но никак не у человека: вспомните, что даже Эдмон Дантес в конце концов вынужден понять, что безграничная месть равна преступлению.
8. Владимир Тендряков. «Ночь после выпуска». Четная и жестокая книга о том, как школа лжет детям, и о том, почему дети ненавидят школу. В этой книге - не фантастика, а реальность.
9. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита». Не бойтесь прочесть эту книгу! Она не как философская притча, а как роман о всепоглощающей любви. Вы поймете, что женщины любят цветы (пусть даже желтые), что важно быть умным и талантливым, чтобы тебя любили. А история приключений Воланда в Москве и кот Бегемот помогут вам не заскучать с первой же страницы.
10. Уильям Голдинг. «Повелитель мух». Это книга о жестокости ровесников. Книга страшная по своей силе.
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
2. Прочти фамилию автора, название книги, издательство.
3. Прочти предисловие или вступление.
4. Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.
5. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
6. Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
7. Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.
КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
1. Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
2. Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
3. Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги.
4. Найди книги данного автора.
5. Найди среди них нужную тебе книгу.
КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ
1. Читай медленно, не спеши.
2. При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
3. Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
4. Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
5. Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
6. После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.
КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ
1. Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.
2. Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
3. Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?
4. Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.
5. При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
6. Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
1. Внимательно прочти в дневнике задание на дом.
2. Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов.
3. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.
4. Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?
5. Подумай, какая мысль в рассказе главная?
6. Что нового ты узнал из рассказа?
7. Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА
1. Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
2. Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
3. Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план.
4. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
5. Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
1. Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль.
2. Прочти текст без этих предложений.
3. То же самое сделай и с другими частями.
4. Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
5. Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ
1. Прочти рассказ или одну законченную часть.
2. Определи количество картин.
3. Подумай, о чем каждая картина.
4. Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
5. Представь картину мысленно.
6. «Нарисуй» картину словами.
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
2. Приготовь все необходимое для заданий: тетради, учебники, карандаши, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
3. Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
4. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
5. Выполняй задание четко, аккуратно.
6. Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на несколько минут.
7. Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли предметам.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ
1. Внимательно прочти заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
2. Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
3. Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
1. Обращай внимание на непонятное в тексте.
2. Выпиши непонятные слова.
3. Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.
ДИАЛОГ С АВТОРОМ
1. Какой вопрос задает тебе автор произведения?
2. Как он сам на него отвечает?
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО
1. Старайся отделить главное от второстепенного.
2. По ходу чтения составляй устный или письменный план.
3. Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
4. Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
5. Перескажи текст по плану. Проверь себя.
РАБОТА С ВОПРОСАМИ В КОНЦЕ ТЕКСТА
1. Прочти вопросы.
2. Ответ найди в тексте, отметь карандашом.
3. Закрой книгу и ответь на все вопросы не вслух, а про себя.
РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
СТИХОТВОРЕНИЕ
1. Как называется стихотворение? Кто его автор?
2. Прочти стихотворение. О чем оно?
3. Какие чувства автора выражены в нем?
4. Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
5. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
6. Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения.
7. Поупражняйся в выразительном чтении.
РАССКАЗ
1. Как называется рассказ? Кто его автор?
2. Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?
3. Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?
4. О чем ты думал, читая рассказ?
БАСНИ
1. Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочти басню. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
6. Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
7. Что должен понять читатель из этой басни?
8. Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.
СТАТЬЯ
1. Запомни, как называется статья и кто ее автор.
2. Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
3. О ком или о чем эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
6. Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового ты узнал из прочитанного?