Озеро Святое – озеро легенд
Одним из природных памятников посёлка Гребенево является озеро Святое. Для многих могилевчан это озеро и есть основной ориентир местоположения населенного пункта. Впервые в письменных источниках (актовых книгах Могилевского магистрата) название «Святое озеро» встречается под 1643 г. в завещании представителя местной знати «пана Осипа Лукаша», в котором описываются его «местности» за «Святым озером лежащие» [3].
Белорусский географ и краевед П. А. Лярский относит Святое озеро к озёрам ледникового типа. Площадь 0,28 км², длина 0,82 км, максимальная ширина 0,49 км. Озеро имеет овальную форму. Северные берега сравнительно высокие, южные низкие, заболоченные. После того, как озеро почистили, глубины достигают 19,8 м. Оно считается самым глубоким в области [1]. Наш знаменитый краевед XIX века Евдоким Романов, например, считал, что после отхода ледника в пойме Днепра остались многочисленные песчаные отмели. На одной из них люди добывали песок для нужд города и армии, и это, возможно, привело к тому, что водяная жила, подходившая близко к поверхности земли, прорвала грунт и затопила окрестность. Только этим можно объяснить наличие родников в Святом озере. А вот про родники имеется упоминание в «Опыте описания Могилевской губернии» (1882 г.). А.С.Дембовецкого. Автор пишет: «В Могилевском уезде озер немного. Все они имеют низменные, болотистые берега, покрытые кустарником. Дно их вязкое, топкое... Большинство их дает начало рекам и ручьям, что служит основанием предположить о существовании подземных ключей...» [2]. А родники и на самом деле есть, об их существовании знают все, кто заплывал мало-мальски дальше от берега, в сторону заросшего островка, облюбованного утками, чайками и даже лебедями.
В советские времена Святое озеро называлось Гребенёвским. В годы Великой Отечественной войны здесь находился концентрационный лагерь смерти, который так и назывался - Гребенёвский. А на месте озера было большое болото, подернутое ряской и тиной, очень топкое. Торфяная земля засасывала всякую «тяжесть», и когда кому-либо из пленных удавалось бежать из лагеря, то направлялись они только в сторону болота, ведь фашисты боялись подходить к нему даже с собаками. Некоторым бежавшим удавалось спасти свою жизнь, другие же тонули.
История водоема обросла легендами. Согласно одной из них, раньше озеро было очень прозрачное. И вот однажды, во времена ордынского нашествия, татарская конница, решила переправиться через озеро. Они решили, раз хорошо просматривается дно, значит озеро очень мелкое. Но озеро поглотило их в своё чрево. Прозрачная вода просто уменьшала видимую глубину [3].
Самая популярная версия - миф о церкви, якобы ушедшей под воду вместе с людьми во время христианского богослужения. На V Международной научной конференции «История Могилева: прошлое и настоящее» прозвучал доклад доктора исторических наук, заведующего кафедрой археологии МГУ им. А. Кулешова И.А. Марзалюка «Неизвестное стихотворение о Святом озере в Могилеве».
Автор отмечает, что в журнале «Наши безделки», который издавали ученики Второй Виленской гимназии в 1836-1837 гг., была размещена статья «Остатки языческих обычаев в Беларуси» в будущем знаменитого белорусского историка и этнографа Адама Гонория Киркора, на тот момент ученика 6-го класса гимназии. В журнале также было и стихотворение его друга, могилевского шляхтича, Игнатия Асоветского «Святое озеро». В нем пересказывалось широко известное местному населению предание о том, что раньше на месте Святого озера находилось поселение, которое вместе с церковью провалилось под землю и оказалось на дне возникшего в результате этого события озера. Сюжет, похожий на этот, широко распространен в белорусском фольклоре и связан с первоначальным этапом христианизации. Рядом с местами, которые имеют такие названия, археологами обычно фиксируются остатки древних языческих капищ, которые позже были разрушены христианским духовенством.
В пользу этой интерпретации легенды свидетельствует и то, что при проведении археологической разведки, проведенной И.А. Марзалюком, рядом со Святым озером зафиксирована раннекруговая гончарная керамика. Наиболее ранние находки датируются второй половиной Х-ХІ вв.
Таким образом, история Святого озера в Могилеве связана с событиями языческих времен. Найти подтверждение легенде об утонувшей церкви не удалось. Принудительная христианизация местного населения родила красивую легенду [4].
Но легенды не рождаются на пустом месте. Припоминается один случай, рассказанный старожилами нашего поселка, который оправдывает название озера «Святое». В гости к матери приехал сын-летчик. Отправился порыбачить на озеро и утонул. Его долго искали, даже водолазы, но безуспешно. И вот одна пожилая женщина предложила помощь в поиске с помощью иконы. Сели в лодку, на воду пустили икону. Сначала ее понесло потоком, а затем икона вдруг остановилась. Именно в этом месте и обнаружили тело в стоячем положении.
Еще одним фактом, подтверждающим название озера, является появление в 2008 году в его окрестностях новой православной церкви. Гребеневский храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, которая, по преданию, охраняет наш народ от различных бед. Во время богослужения в нем одновременно смогут находиться до 150 человек. Большой вклад в строительство церкви внесли жители нашего посёлка. Сейчас здесь проходят службы, работает воскресная школа, и плывёт колокольный звон над нашей малой родиной.
Список использованных источников