1.четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
2.определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
3.прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
4.выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
5.реализация на уроке всех дидактических принципов;
6.создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку
Психологическая цель урока:
1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
использование установок в форме убеждения, внушения;
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3.Закрепление результатов работы:
формирование навыков путем упражнений;
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку
1.температурный режим;
2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3.освещение;
4.предупреждение утомления и переутомления;
5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8.соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока
1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6.обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
Дидактические требования к современному уроку
1.четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
2.определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
3.прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
4.выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
5.реализация на уроке всех дидактических принципов;
6.создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку
Психологическая цель урока:
1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
использование установок в форме убеждения, внушения;
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3.Закрепление результатов работы:
формирование навыков путем упражнений;
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку
1.температурный режим;
2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3.освещение;
4.предупреждение утомления и переутомления;
5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8.соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока
1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6.обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;