Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему...
С.Бранд
Педагогами нашей школы накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей с особенностями психофизического развития. Мы используем различные формы и постоянно совершенствуем содержание этой работы, стремимся добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка как в школе, так и в семье. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в школе, какой бы высокой ни была квалификация специалистов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе.
Работу с родителями мы осуществляем поэтапно.
Первый этап - ознакомительный, который подразумевает пропаганду школы, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. Одним из современных рекламных средств нашей школы является презентация образовательного учреждения в электронном виде и наличие собственного сайта в интернете.
Второй этап – диагностический. Этот этап включает социологическое, психологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью. Работа специалистов школы на данном этапе позволяет определить направление взаимодействия с конкретной семьей, выявить проблемы семьи и выбрать адекватные способы и средства помощи.
Третий этап – психолого-педагогическое просвещение. Работа на данном этапе представляет планирование форм, направлений взаимодействия с родителями.
1. Консультирование законных представителей
• Объяснить причину направления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию.
• Познакомить законных представителей ребенка с результатами мониторинга учебного процесса и психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития.
• Обеспечить законных представителей необходимыми сведениями (например, о том, что такое интеллектуальная недостаточность или другое нарушение, какие существуют формы обучения, дальнейшие перспективы обучения и трудоустройства). При этом необходимо:
• проявлять искреннюю заинтересованность в проблемах ребенка;
• не следует прямо критиковать действия законных представителей ребенка в случае отказа;
• проявлять предельную осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка;
• избегать безапелляционных утверждений;
• не внушать неоправданных ожиданий.
2. Перечень документов для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии:
- выписка из медицинских документов (форма 1 мед/у-10) – у педиатра;
- медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета (форма 1 здр/у-10) - у психиатра;
- психолого-педагогическая характеристика с образцами творческих работ (самостоятельный рисунок карандашами – дошкольник, образцы письменных работ - школьник);
- заключение ЦКРОиР (если ребенок обследовался ранее в ЦКРОиР);
- копия свидетельства об инвалидности (если ребенок инвалид).
3. Сбор документов.
4. Предварительная запись на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по предоставлению пакета документов в государственное учреждение образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по адресу г. Могилев, Днепровский б-р, д.16, по вторникам и четвергам с 8.00 до 17.00 (перерыв обед с 13.00 до 14.00). Справки по телефону 74-24-96.
5. Подготовка ребенка к психолого-медико-педагогической комиссии в учреждении образования.
Необходимо учитывать личностные особенности ребенка. Если ребенок замкнутый или тревожный, нужно настроить его на позитивный лад, не травмировать его, создать доброжелательную обстановку в классе, дать положительную установку. Если ребенок агрессивный, не заострять внимание на том, что ребенок скоро пойдет на комиссию, не запугивать, а наоборот, стимулировать его, провести беседу.
Помните, что ребенок обучаясь может ошибаться и имеет право на ошибки. Не ругайте его, ведь он только учится.
Признаки школьной дезадаптации:
Если, после поступления в школу, у вашего ребенка появились какие-то из перечисленных признаков, то, прежде всего, проанализируйте режим дня, нагрузку, взаимоотношения ребенка с учителем и со сверстниками. Иногда для решения проблемы бывает достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки, увеличить время сна.
Почему это происходит?
Как помочь ребенку?
1)Важно найти общий язык с учителем.
2) Важно выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение
учиться или ошибки воспитательного характера.
3) Важно применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения.
4) Важно в процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
5) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам.
6) Важно вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.
7) Важно мотивировать успех к учебе у ребенка (как следствие, высокая учебная мотивация).
8) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.
9) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами.
10 ) Важно иметь контакт с ребенком и доверительные отношения.
11) Важно знать и понимать, что могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно все получиться.
Успехов и терпения Вам в воспитании и обучении своих детей!
«Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными».
Дени Дидро.
У тревожного ребенка тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Когда ребенок боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха (страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства).
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Тревожные дети живут, ощущая беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность и это может привести к сниженной самооценке и неуверенности в себе («Я ничего не умею!»).
Тревожные дети проявляют свою тревожность по-разному:
Первые предпочитают не обращать на себя внимание ведут себя примерно тихо, скромно, не нарушают дисциплину
Вторые наоборот - неусидчивы, раздражительны, могут конфликтовать со сверстниками и взрослыми, чрезмерно болтливы.
Это все одни и те же грани тревожности.
Критерии определения тревожности у ребенка (по П. Бейкеру и М. Алворду).
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Признаки тревожности: (по Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.)
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен и скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями
Почему возникает тревожность у детей?
Большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:
1 - Неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребенка
2 - Повышенной тревожностью самих родителей
3 - Непоследовательностью родителей при воспитании ребенка
4 - Предъявлением ребенку противоречивых требований
5 - Чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей
6 - Стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей
7 - Авторитарным стилем воспитания в семье
8- Гиперсоциальностью родителей – стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях:
1. Повышение самооценки.
Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте его успехи в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации старайтесь находить повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".
2. Обучать ребенка умению управлять собой и своим поведением в волнующих его ситуациях.
Чаще тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Играйте с детьми в ролевые игры. Разыгрывайте ситуации, которые тревожат ребенка, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого. Это поможет ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
3. Снятие мышечного напряжения.
При работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела или совершенно простое и необходимое упражнение /обнималки/.
Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад шоу. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, не превышает 20 учащихся (статья 273, пункт 15).
Образовательный процесс в учреждении образования обеспечивает безопасные условия пребывания обучающихся.
Образовательный процесс направлен на:
- обеспечение качества специального образования;
- реализацию компетентностного подхода;
- охрану здоровья обучающихся;
- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма – дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Как увидеть проблему? У школьников наблюдаются многочисленные варианты трудностей в овладении чтением. В их числе: нетвёрдое знание букв, замедленный темп формирования чтения, большое количество ошибок при чтении, непонимание или частичное понимание смысла прочитанного.
На письме у ребенка с нарушениями речевого развития встречаются следующие ошибки: пропуск букв, слогов; добавление букв; пропуск слов; слитное написание слов; раздельное написание слов; замены букв; грязь в тетради Иногда трудности в овладении чтением и письмом сочетаются с трудностями в овладении математикой и иными предметами.
Понять причины школьных проблем вашего ребёнка вам помогут учителя-дефектологи и педагог–психолог учреждения образования "Средняя школа №13 г. Могилёва"
С 1 сентября 2023 года на базе ГУО «Средняя школа №13 г. Могилева» функционируют5 классов интегрированного обучения и воспитания.
Свою деятельность осуществляют 3 учителя – дефектолога:
Педагоги тесно сотрудничают:
Государственное учреждение образования «Могилевский городской центр коррекционно - развивающего обучения и реабилитации»
Является специальным учреждением образования и обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи ли¬цам с особенностями психофизического развития, осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.
ЦКРОиР осуществляет также диагностическую деятельность, создает банк данных о детях с особенностями психофизического развития, координирует деятельность в сфере специального образования в г. Могилеве.
В ЦКРОиР в присутствии и с согласия законных представителей проводится психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития. По результатам психолого-медико-педагогического обследования законным представителям выдается заключение ЦКРОиР, содержащее рекомендации об обучении и воспитании детей по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
По вопросам проведения психолого-медико-педагогического обследования детей, получения консультативной помощи Вы можете обратиться по телефонам:
74 - 24 - 96